Технологический альянс США, Южной Кореи, Тайваня и Японии оказался невозможен, и дело не только в Китае
Впервые, как поясняет Financial Times, идея создания четырёхстороннего технологического альянса Южной Кореи, Тайваня и Японии во главе с США была высказана ещё год назад, но потенциальные участники до сих пор воздерживаются от вступления в это международное объединение из-за существующих между ними противоречий. Больше всего членство в альянсе может навредить Южной Корее, которая имеет тесные экономические связи с Китаем.
Хотя формально альянс «Chip 4» преследует целью создание устойчивых с точки зрения США цепочек поставок полупроводниковых компонентов, ничуть не реже в общественном пространстве обсуждается его «антикитайский характер». Во-первых, не всем потенциальным участникам понятно, зачем нужен такой альянс в контексте сдерживания технологического развития КНР, если подобные цели и так достигаются мерами экспортного контроля США. Во-вторых, зависящие от китайского рынка компании не готовы жертвовать им ради призрачных преимуществ, получаемых третьими странами. Руководство Samsung Electronics, например, на прошлой неделе подчеркнуло, что властям Южной Кореи в процессе переговоров о вступлении страны в такой альянс следует сперва достичь взаимопонимания с Китаем, и только потом договариваться с США. Конечное решение должно оказаться выгодным для обеих стран.
Южнокорейский бизнес также выражает озабоченность необходимостью технологической кооперации с зарубежными конкурентами. Например, та же Samsung вряд ли заинтересована в раскрытии своих секретов перед главным соперником в лице тайваньской компании TSMC. Опасаются корейские бизнесмены и того, что США станут предоставлять американским компаниям необоснованное преимущество. При этом корейские компании продолжают зависеть как от американских технологий, так и от китайского рынка, что делает выбор той или иной стороны затруднительным.
Южная Корея лидирует на рынке микросхем памяти, Тайвань является крупнейшим контрактным производителем интегральных микросхем и микропроцессорных компонентов, а в Японии всё ещё высоки компетенции в сфере производства литографического оборудования и материалов для выпуска полупроводниковых чипов. Участие в предлагаемом альянсе Южной Кореи и Тайваня как независимого субъекта могло бы настроить власти КНР против первой из стран, что также является причиной для беспокойства. Тайвань, в свою очередь, зависит от Китая в сфере поставок сырья для производства чипов, поэтому создавать дополнительные поводы для усиления конфликта с КНР местные власти тоже не желают. Содружество Японии и Южной Кореи сложно представить в силу исторических причин, так что формула этого альянса слишком сложна для быстрой и эффективной реализации на практике.